Ваша заявка успешно отправлена!
Спасибо за заявку.
Мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.
Налоговые проверки являются неотъемлемой частью ведения бизнеса. Они помогают государственным органам контролировать правильность исчисления и уплаты налогов, а для компаний — подтверждать законность своей экономической деятельности. Существуют значительные риски, связанные с налоговыми проверками, включая возможность штрафных санкций, начисления дополнительных налоговых платежей и даже уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства. Поэтому крайне важно качественно подготовиться к таким проверкам и знать, как действовать в случае спорных ситуаций.
Наиболее общие принципы налогообложения закреплены в Конституции. Статья 57 Конституции закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Но все-таки основные нормы, регулирующие рассматриваемую область правоотношений, сосредоточены, конечно, в Налоговом кодексе Российской Федерации (Далее – НК РФ).
Так, ст. 87 НК РФ предусмотрены общие нормы, касающиеся специфики организации и проведения налоговых проверок.
Кроме того, в НК РФ в статье 1 определен состав законодательства о налогах и сборах, который включает в себя, помимо НК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах, сборах, страховых взносах, а также законодательство субъектов РФ и нормативно-правовые акты о местных налогах и сборах, принимаемых представительными органами муниципальных образований.
Большой массив норм, касающихся налоговых правоотношений, закреплен также в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям права. Например:
- Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части тех статей, которые предусматривают ответственность за совершение налоговых правонарушений и преступлений;
- Бюджетный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ и т.п.
Нормы налогового права содержатся и в таких Федеральных законах, как:
- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- ФЗ «О налоговых органах РФ»,
- ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»,
- ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и др.
Кроме того, в качестве источника налогового права следует отметить нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера приведем Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 №298 «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля».
Особенностью законодательства, касающегося налоговых проверок, является его регулярное обновление и большое количество источников права. Дорабатываются текущие законодательные нормы, создаются и вступают в силу новые правовые акты, а также учреждаются новые налоги и сборы. Все это является одной из причин, по которой для успешного прохождения налоговой проверки необходимо юридическое сопровождение.
Согласно ст. 87 НК РФ, проверки налоговых органов могут быть камеральными и выездными.
Основная задача их заключается в выяснении соответствия действий налогоплательщика, сборщика платежей или страховых взносов, а также налогового представителя требованиям налогового законодательства.
Камеральная налоговая проверка является формой текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Такая позиция отражена в Определении КС РФ от 23.04.2015 №736-О.
Общая информация о правах, которые закреплены за налогоплательщиком в связи с возможностью проведения камеральной проверки, содержатся в гл. 7 «Права налогоплательщиков при проведении камеральной проверки».
Однако возможности налоговой в рамках камеральной проверки достаточно ограничены. Выездная же проверка, напротив, позволяет не только проанализировать деятельность предприятия документально, но и осмотреть все используемые для осуществления предпринимательской деятельности помещения и территории, провести инвентаризацию имущества, получить информацию от контрагентов. Часто именно выездные проверки заканчиваются выявлением нарушений, а также доначислениями.
Так, в решении ВС РФ от 24 ноября 2015 г. N АКПИ15-1111 разъяснено: проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, в связи с чем налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое имеется у него.
Статья 89 НК РФ закрепляет ряд особенностей выездной проверки:
- проводится по месту нахождения налогоплательщика;
- решение о проведении выездной проверки должно содержать в том числе предмет проверки – налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- проводится в течение 2 месяцев;
- максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой – 3 года;
- налоговая не вправе проводить более двух проверок по одному и тому же предмету за тот же период.
Выделим также встречную проверку, которая проводится в рамках выездной или камеральной. Она представляет из себя получение информации от контрагентов, является одним из мероприятий налогового контроля и проводится в том числе с целью:
- подтверждение реальности существования контрагента;
- установления реальности или фиктивности совершенных операций с проверяемым лицом;
- выявления совпадения данных по финансово-хозяйственным операциям у контрагента и проверяемого налогоплательщика.
Полученная в ходе встречной проверки информация может быть использована в дальнейшем налоговой в качестве доказательств совершения налогового правонарушения.
Кроме того, информация, полученная о самом контрагенте, может стать основанием для включения налогоплательщика в план выездных проверок.
Процедура встречной проверки урегулирована ст. 93.1 НК РФ, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), приведенным в Приложении № 21 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
В текущих условиях налоговой отдается приоритет проведению точечных налоговых проверок исключительно по отношению к тем компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые занимаются деятельностью, содержащей высокие финансово-хозяйственные риски.
Например, углубленные камеральные проверки, вероятнее всего, состоятся в случаях:
- выявления налоговой в ходе проверки деклараций каких-либо противоречий, несоответствий между представленными сведениями и иными документами;
- если представлена отчетность по НДС, в которой сумма предъявленных вычетов превышает общую сумму начисленного налога к уплате, и полученная разница подлежит возврату;
- если организация представила отчетность, в которой заявлены налоговые льготы;
- если декларация подана по налогу, связанному с использованием природных ресурсов.
Станет ли ваша компания объектом выездной проверки, можно определить на основании 12 критериев, закрепленных в Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@.
Обратите внимание, что при планировании объектов для выездных налоговых проверок налоговые органы не связаны только Общедоступными критериями оценки рисков и могут руководствоваться другими признаками, которые, по их мнению, пусть и косвенно, но свидетельствуют о нарушении налогоплательщиками налогового законодательства.
Практика последних лет говорит о том, что сейчас налоговые органы сосредоточены вокруг двух тем:
- умышленные нарушения по налогу на добавленную стоимость (для компаний с общей системой налогообложения),
-дробление бизнеса (для бизнеса, работающего на упрощённой системе налогообложения и патенте).
В первую очередь при подготовке к налоговой проверке важно с первого поступившего требования выстроить с проверяющими грамотную коммуникацию. Поскольку сейчас ФНС сконцентрированы на проведение допроверочных мероприятий, и основную часть информации и доказательств налоговые органы собирают до назначения выездной проверки путем направления требований, вызовов на комиссии и допросы, запросов в другие ведомства.
Вторым залогом успеха является правильное ведение документации и финансовых операций. Фирма должна располагать всем комплектом официальных бумаг, подтверждающих её финансовые операции, например, это могут быть бухгалтерские книги, расходные накладные, акты выполненных работ и другие документы.
Точного списка документов, которые могут запросить инспекторы, нет. В зависимости от того, какой именно налог подлежит проверке, могут быть проверены первичные документы, штатное расписание, приказы о назначении, доверенности, должностные инструкции персонала, документы, заключенные с подрядчиками и контрагентами.
Третий момент, который стоит выделить – это подготовка персонала к проверке. Необходимо проинструктировать сотрудников. Например, объяснить, что если проверяющий что-то просит из документов, лучше тактично сослаться на то, что всю информацию он сможет предоставить только по официальному запросу.
Внутренний аудит компании также необходим для своевременного самостоятельного обнаружения и исправления возможных ошибок в финансовой отчетности. Это поможет предотвратить недочеты, которые могут быть обнаружены налоговой инспекцией.
Готовиться к проверке лучше в сопровождении юриста, специализирующегося в области налогового права. Он поможет оценить риски и предоставит экспертную помощь по правильному учету операций, чтобы минимизировать возможные проблемы с налоговыми органами.
За нарушение налогового законодательства предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность (ст. 10 НК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности по делам о налоговых правонарушениях, осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ.
Так, налоговые проверки завершаются вынесением одного из двух решений: о привлечении или непривлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 1 статьи 110 НК РФ указано, что виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена рядом статей НК РФ, и в зависимости от формы вины будет варьироваться сумма штрафа. Отметим, что НК РФ в качестве наказания предусматривает только штрафы.
Например, непредставление документов по требованию налоговой или их предоставление с нарушением сроков в соответствии с п. 2 ст. 126 НК РФ признается налоговым правонарушением и влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 10 НК РФ производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом привлечение организации за совершение налогового правонарушения не освобождает конкретных должностных лиц от уголовной или административной ответственности.
Административная ответственность может наступить за разные налоговые нарушения, которым в КоАП РФ отведена целая глава – гл. 15 КоАП РФ. Например, нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе наказывается предупреждением или штрафом от 500 до 1000 рублей (ст. 15.3 КоАП РФ). Виды наказаний зависят от конкретного нарушения и, в отличии от НК РФ, не ограничиваются только штрафом.
Остановимся подробнее на уголовной ответственности, поскольку в настоящее время увеличивается количество выездных налоговых проверок, которые проводятся в тандеме с правоохранительными органами.
Так, например, законодатель предусмотрел уголовную ответственность за незаконное образование юридического лица (ст. 173.1 УК РФ) и незаконное использование документов для образования юридического лица (173.2 УК РФ). Указанные статьи созданы с целью борьбы с деятельностью фирм-«однодневок», а также с «номинальными» руководителями и учредителями юридических лиц. Выявляются такие преступления обычно при осуществлении налоговыми органами своих полномочий в установленной форме, в том числе в рамках проведения налогового контроля, например, в ходе анализа контрагентов в рамках выездной проверки. В рамках взаимодействия между налоговой и органами внутренних дел существует даже специальное письмо ФНС России от 28.01.2014 № СА-4-14/1215 «О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации». Данные обстоятельства также необходимо учитывать при формировании стратегии прохождения налоговой проверки.
Указанные составы преступлений относятся к преступлениям небольшой и средней тяжести, наказание за которые предусмотрено от штрафа до лишения свободы.
Еще одним распространенным преступлением, которое может быть возбуждено по результатам налоговых проверок, является уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ).
Диспозиция ст. 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации (расчетов) или иных предусмотренных налоговым законодательством документов либо включение в данные документы заведомо ложных сведений.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. Доказательствами умысла являются обстоятельства, как прямо, так и косвенно указывающие на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Из этого следует, что для возбуждения уголовного дела у следователя должны быть достаточные данные, указывающие на то, что лицо (например, генеральный директор) при подаче декларации по НДС умышленно внесло в нее заведомо недостоверные сведения.
Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ предусматривает наказание от штрафа (от 100 до 300 тысяч рублей) до лишения свободы (до 2 лет).
Кроме того, частой бывает и такая ситуация, когда налоговый орган не принимает те или иные сделки с контрагентами, в связи с чем уменьшает сумму вычета. В связи с этим подключаются Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (УЭБиПК) и следователь органов внутренних дел, которые в данных действиях могут усмотреть покушение на хищение бюджетных средств путем обмана, то есть мошенничество (ст. 159 УК РФ). Мотивируют постановление о возбуждении уголовного дела тем, что попытка получить бюджетные деньги является квалифицирующим признаком мошеннических действий. Преступление определяют как покушение, так как получить деньги не удалось по не зависящим от похитителей обстоятельствам, ведь налоговый орган отказал в выплате.
Обжалование решений налоговой регламентировано в статьях 137 и 138, 139, 139.1 НК РФ. Согласно указанным статьям, апелляционная жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган или в суд.
При обжаловании результатов налоговой проверки обязательным является соблюдение досудебного порядка.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган на решение, которое не вступило в законную силу, должна быть подана в течение 1 месяца (ст. 139.1 НК РФ).
Обжалование вступившего в законную силу решения налоговой возможно в пределах 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Пропуск сроков обжалования может привести к дополнительным расходам, таким как проценты по неуплаченным налогам или штрафы.
Привлечение квалифицированного юриста на стадии обжалования решений налоговой невозможно переоценить. Юрист разработает стратегию защиты, подготовит необходимые документы и аргументацию, а также представит интересы предприятия перед налоговой или судом.
Подводя итог, важно подчеркнуть, что проверка налоговой является неизбежным событием, с которым рано или поздно сталкивается любая компания. Применение всех приведённых рекомендаций позволит ее пройти с минимальными убытками.
Налоговые проверки являются неотъемлемой частью ведения бизнеса. Они помогают государственным органам контролировать правильность исчисления ...
В современном мире, где бизнес-среда становится всё более конкурентной и динамичной, вопросы своевременного и эффективного урегулирования кор...
Лишение родительских прав: как это работает на практике? Узнайте о правовых основаниях, судебной практике и рекомендациях для истцов и ответч...
Спасибо за заявку.
Мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.