Урегулирование и разрешение конфликтов с контрагентами

Конфликт с контрагентом можно разрешить как в досудебном порядке, так и в суде. Спор из-за отказа от обязательств по договору или нарушения сроков их выполнения — это ситуация обычная для большинства юридических лиц и ИП. Тем важнее не просто правильно разрешить конфликт, но и сделать это быстро, без потери денег и проблем с налогообложением. Конфликт может возникнуть и как в процессе выполнения сторонами обязательств, так и по завершении сделки или на этапе подготовки к ней. В последнем случае мы имеем дело с преддоговорным спором, обычно связанным с определением: цены, объема поставляемых услуг и количества товаров.

Варианты и порядок разрешения споров с контрагентами
Общим для разрешения любых конфликтов между хозяйствующими субъектами является правило: сначала говорить, потом присылать, а после ждать ответа — и только когда его нет, обращаться в суд. Досудебный порядок разрешения спора не обязателен, но желателен, поскольку при этом:

•    стороны спора не теряют деньги (не тратятся на судебные издержки);
•    результат более предсказуем, чем в случае с судебным разбирательством;
•    у участников конфликта остается право выбора — продолжать договариваться или нет, тогда как решение арбитражного суда обязательно к исполнению.

Досудебный порядок
Иногда этот вариант разрешения конфликта называют претензионным — урегулирование спора происходит путем подачи на имя контрагента претензии. Но претензия направляется только после неудачной попытки договориться на словах — по телефону, при личной встрече. Правильно составленная, она становится некоей гарантией того, что контрагент отнесется к вашей позиции серьезно.
Нужно помнить: все документы, что будут собраны сторонами на досудебном этапе конфликта, могут и должны составлять доказательную базу в суде.
Текст претензии включает в себя как описание обстоятельств, которые привели к конфликту, так и ссылки на статьи ГК РФ и других нормативных актов, имеющих отношение к делу, а также описание путей решения спора. Если претензия принята контрагентом, совместными усилиями составляется акт сверки взаиморасчетов: с графиком платежей и поставок (оказания услуг) по договору.

Судебный порядок разрешения спора с контрагентом
Конфликты между сторонами договора разрешаются в арбитражном суде. Если его решение не устраивает сторону, подавшую иск, то обжалуется в апелляционной инстанции.
Очень важно:

•    правильно сформулировать исковые требования;
•    собрать как можно больше фактов, свидетельствующих о правомерности требований к контрагенту;
•    не упустить (если суд отказал в иске или принял невыгодное для вас решение) срок подачи апелляции.

Теоретически, судебное решение должно выполняться неукоснительно. Однако может получиться и так, что контрагент его проигнорирует. Чтобы побудить контрагента выполнить судебное постановление, придется вновь обращаться в суд с требованием обеспечения исполнения решения.

Обратная связь

Запишитесь на консультацию, мы обсудим ваш вопрос и варианты решений