Проверки правоохранительными, контрольными и надзорными органами могут напрямую повлиять на репутацию компании, её финансовое состояние и даже возможность продолжения деятельности. В данном контексте роль адвоката становится крайне важной.

Нередко бизнесу приходится сталкиваться со случаями:

- необоснованного вмешательства в деятельность,

- осуществления проверок в отсутствие оснований, без регистрации в КУСП и с нарушением порядка рассмотрения обращений,

- необоснованного истребования документов о хозяйственной деятельности и т.д.

Так, в информационном письме Генеральной прокуратуры от 31.05.2023 названы следующие примеры типичных нарушений со стороны правоохранительных органов:

- проведение сотрудниками полиции проверки соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательства об обороте алкогольной продукции под предлогом рассмотрения сообщения о нарушении тишины и покоя граждан в ночное время;

- истребование документов, имеющихся в открытом доступе;

- факты проведения внепроцессуальных проверок хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к компетенции полиции (нарушение сроков выплаты заработной платы, продажа некачественных товаров и другие);

- неправомерное составление протоколов об административных правонарушениях;

- проведение органами внутренних дел не предусмотренных КоАП РФ контрольных закупок в рамках административных производств;

- незаконное истребование финансово-хозяйственных документов (в том числе путем направления соответствующих запросов), изъятие значительного числа документов, товаров и оборудования, не имеющих отношения к предмету проверки.

Не хотите ждать звонка?
Свяжитесь со мной! Проконсультирую прямо сейчас

Законодательство, регулирующее проведение проверок

Проверки со стороны контрольно-надзорных органов регулируются:

- Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ»;

- Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ;

- Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Под действия данных законов не подпадают проверки налоговых и правоохранительных органов, а также прокуратуры.

Так, деятельность прокуратуры регулируется специальным Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а деятельность полиции – ФЗ «О полиции».

Что касается налоговых проверок, то здесь основным законом выступает Налоговый кодекс РФ.

Что такое государственный контроль и надзор

Статья 1 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» закрепляет, что под государственным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Согласно положению ст. 19 Федерального закона № 248-ФЗ, на территории РФ создается единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, оператором которого является Генеральная прокуратура РФ.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых к моменту начала их проведения отсутствует в таком реестре, не допускается (п. 4 ст. 19 Федерального закона N 248-ФЗ).

Мораторий на проведение внеплановых проверок бизнеса

Постановлением правительства РФ от 14.12.2023 № 2140 мораторий на проведение внеплановых проверок бизнеса продлен на 2024 год.

Как и ранее, к исключениям отнесены проверки, которые проводятся:

- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан,

- угрозе обороне и безопасности государства,

- угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований,

- проверки объектов, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Также предусмотрена возможность подачи жалобы на проверку, которая нарушает введенный ранее мораторий, через сайт Госуслуг.

Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий

Основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий закреплены в статье 57 ФЗ № 248-ФЗ:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных  частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Виды контрольных (надзорных) мероприятий

Виды контрольно-надзорных мероприятий закреплены в статье 56 ФЗ № 248-ФЗ:

1) контрольная закупка;

2) мониторинговая закупка;

3) выборочный контроль;

4) инспекционный визит;

5) рейдовый осмотр;

6) документарная проверка;

7) выездная проверка;

8) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

9) выездное обследование.

Подготовка к проверке

Вовремя и качественно подготовиться к проверке – залог ее успешного прохождения.

Основные факторы, которые могут позволить благополучно пройти проверку:

- выстраивание грамотной коммуникации с проверяющим;

- правильное ведение документации и финансовых операций;

- подготовка сотрудников к проверке;

- внутренний аудит компании.

Целесообразно уже на ранних этапах обратиться за помощью к профессионалу. Юрист поможет оценить риски и минимизировать возможные финансовые и иные санкции со стороны проверяющих.

Зачем обращаться за юридической помощью при проведении в отношении вас проверки

Чтобы обезопасить вашу компанию от нежелательных действий со стороны правоохранительных и контрольно-надзорных органов, необходимо как можно раньше обратиться за квалифицированной юридической помощью.

Адвокат защитит законные интересы фирмы, предотвратит любое, пусть даже малейшее нарушение со стороны проверяющих, а также возьмет процесс подготовки к проверке на себя.

Так, например, адвокат не позволит изъять бумаги, которые не имеют отношения к проверке, оспорит неправомерные действия проверяющих.

Опытный юрист знает все тонкости процесса взаимодействия с правоохранительными и контрольно-надзорными органами.

Все это поможет избежать ошибок, которые могут повлечь за собой финансовые и иные санкции.

Большой юридический стаж и успешный опыт оказания юридической помощи при проведении проверок правоохранительными, контрольными и надзорными органами позволяет оказывать, в том числе следующие услуги.

1. Консультация.

2. Подготовка организации к проведению проверки.

3. Срочный выезд при проведении проверки.

4. Подготовка необходимой документации и процессуальных документов, в том числе жалоб на действия правоохранительных или контрольно-надзорных органов.

Все это лишь немногая часть, чем я смогу вам помочь при проведении проверок правоохранительными, контрольными и надзорными органами.

И помните, каждый случай уникален. Поэтому для оценки конкретно вашей ситуации лучше всего обратиться за профессиональной юридической консультацией.

Обратная связь

Запишитесь на консультацию, мы обсудим ваш вопрос и варианты решений